Мертвая Троица
Становление самых зловещих богов Торила началось в то время, когда боги Унтера и Мульхоранда обустраивались в новом для них мире, а до Смутного Времени было еще несказанно далеко...
...Как на самом деле звали смертного по прозвищу Яд, никто сейчас уже не знает. Давно это было, даже сами боги запамятовали. Но прозвище свое он получил заслуженно. Мечты Яда крутились только вокруг власти, предательств, тирании и убийств. И чтобы мир оказался у его ног, Яд готов был посвятить всего себя служению мрачным богам и изучению магического искусства. Но чем больше сил и знаний накапливал он в себе, тем большей власти желал. Как говорим мы, полурослики: «Купив кружку, захочешь бочонка с пивом». В своих амбициях он даже дошел до желания самолично сделаться богом. Как и следовало ожидать, негодяй к негодяю тянется. В странствиях Яд сошелся с двумя другими смертными — Ваалом и Миркулом, — которые в мечтах тоже видели себя богами. И однажды, когда террор в землях Фейруна им наскучил, троица решила направиться в Нижние Планы бытия, чтобы сместить с трона самого бога убийств, смерти и тирании, Йергала.
Хотя три злодея обладали огромной силой, едва ли Темный Владыка оказался бы им по плечу. Но пробившись в зал Костяного Трона Йергала, Яд, Ваал и Миркул увидели скучающее членистоногое существо, вокруг которого валялось несметное число свитков с именами умерших. Вместо того чтобы принять вызов, Йергал оглядел их бесстрастным взглядом и прошипел: «Трона мне не жалко. Решите сами, кому из вас он достанется» Разумеется, тирана Яда, убийцу Ваала и некроманта Миркула не пришлось долго уговаривать начать битву друг с другом. Бесстрастно наблюдавший за сражением Йергал наконец устал от созерцания этих драчливых глупцов и предложил им выявить победителя менее разрушительным способом. Он предложил им... «сыграть в черепа». Тот, кто, толкая гигантский череп, обогнет всю Серую Пустошь (Мир мертвых) и первым прибудет к Йергалу, примет всю его власть. Но и эта затея не вышла — в самой середине соревнования к Йергалу прибыл некто Малар, дикий владыка зверей, мечтавший о роли зловещего бога-чудища. Разумеется, и с ним Йергал драться не стал, да и давать этому полузверю участвовать в состязании он не считал нужным. Тогда Малар в отместку (или из желания принять участие в соревновании) сорвал состязание Мертвой Троицы. Утомленному всей этой суетой Йергалу оставалось одно — положиться на честное разделение власти. Ваалу он отдал убийства, Яду — борьбу и тиранию, а Миркулу — смерть. А сам Йергал согласился стать при Миркуле скромным советником. Правда, ходят слухи, что советник умнее своего господина...
Смутное время
Раз уж мы заговорили о трех злых богах, то пора узнать обо всех прочих небожителях.
Боги существуют, разумеется, не просто так. Каждый из них имеет свою паству, награждает наиболее преданных последователей божественной магией и покровительствует определенным сферам смертной жизни. Такие сферы называются портфолио. Кто-то покровительствует воинам, кто-то ремесленникам, кто-то отвечает за восход солнца, а кто-то за закат. Портфолио часто пересекаются, потому что богов в Ториле, мягко говоря, немало. Зато и недостатка в верующих не наблюдается. Но долгое время забота о портфолио была для богов сродни обязанности: надо — значит, надо. А обязанности имеют свойство докучать...
Ао — отец богов — был правителем строгим, но слишком отходчивым. Чересчур много вольностей он позволял своим чадам. Когда Шар таскала за волосы Селуну, Ао только разнимал их со словами: «Девочки, не ссорьтесь!» Когда боги Мульхоранда чуть не поубивали друг друга, праотец только развел руки: «Ну, иномирцы, что возьмешь?» Но в один прекрасный день боги дошалились. Две главных «головных боли» торильского пантеона — бог тирании Яд и покровитель мертвых Миркул — преступили границу, за которую не стоило переступать. Они выкрали у Ао Скрижали Судьбы — записи, где хранились обязанности всех богов Торила. Зачем им это было надо? Ну, несложно догадаться — для власти над богами. Только вот с чем они прогадали — Ао от Скрижалей совсем не зависел, поэтому наказал он богов примерно.
В тихом омуте, как известно, черти водятся. Вот и старик Ао оглядел своих подопечных богов, увидел, что те вконец про свои обязанности перед смертными забыли и кроме как о дрязгах и ссорах не думают, и изгнал всех в сердцах из их иноплановых вотчин на землю Торила. Пусть, мол, походят среди смертных, поучатся уму-разуму. Глядишь, и про совесть вспомнят. Зря он на это надеялся...
Каждому богу был дан аватар — смертное воплощение, которое должно было на многие годы стать вместилищем божественной силы. Исключение было сделано только для Шлема, Бога-Стражника — Ао сохранил его божественность и приказал охранять врата в иные миры, чтобы смертные боги не смогли вернуться в свои планы, пока не образумятся. С этой задачей Шлем справился отлично, ведь большая часть богов, погибших в Смутное время, была убита именно им при попытке ворваться в свои иноплановые владения.
Вы думаете, боги после наказания образумились? Отнюдь... На земле Торила начали твориться такие безобразия, что Ао только охать оставалось. Не зря же этот период зовется также Божественной Войной. Но обо все по порядку.
Мистра-Полуночница и Цирик-Лжец
Видно, так уж суждено — жизнь богини магии простой быть не может. Не так уж много времени (по божественным меркам) прошло с тех пор, как Мистрил была поглощена незерильским волшебником Карсом, а затем переродилась под именем Мистры. А тут новая беда — на землю ссылают, к пастве ее жалкой и никчемной. И ведь не кого-нибудь ссылают, а ее, саму Мистру, хранительницу Магического Полотна. Неудивительно, что оставшееся без вечной «портнихи» Полотно расползалось и рвалось, а потому за недолгие годы Божественной Войны в Фейруне родилось столько зон дикой и мертвой магии, сколько не появлялось за все предыдущие века. И Мистра решила во что бы то ни стало вернуться в свой потусторонний мир, чтобы восстановить божественность. Не удалось — смертная богиня испустила дух на руках у Шлема, исполнившего свой долг по защите входов и выходов в божественные планы. Магия умерла? Нет, конечно.
Уже в самом конце Божественной Войны по Фейруну прокатились слухи о волшебнице, называющей себя Полуночницей и бывшей некогда Избранной Мистры. Десятилетьями она копила власть и знания, чтобы в один прекрасный день принять на свои плечи тяжелую божественную ношу, а заодно и имя самой Мистры. Впрочем, сложно сейчас понять, чего же больше в нынешней Повелительнице Чар — божественной справедливости Мистры или человеческого злопамятства Полуночницы. Почему злопамятства? Да потому что ненависть Мистры к Богу-Лжецу Цирику восходит еще к тем временам, когда тот был простым человеком. Так же как и Полуночница, он был возведен в ранг богов, чтобы не пустовали места, «освобожденные» богами, той самой зловещей троицей — Ваалом, Миркулом и Ядом.
Цирик был простым смертным приключенцем и, по слухам, ненавидел Полуночницу ничуть не меньше, чем она его. Причина проста — среди смертных было нелегко найти негодяя более беспринципного, коварного и погрязшего в убийствах, чем Цирик. Впрочем, в первые годы пребывания в божественном сане Князь Лжи совершил нелепую ошибку. Он написал книгу «Циринишад», в которой провозгласил самого себя единственным истинным богом. Но не рассчитал сил — книга, написанная божественной рукой, была настолько притягательной, что Цирик сам зачитался ею до беспамятства. В общем, пока Лжец не мог оторваться от самовосхваления, портфолио смерти, принадлежавшее по праву Цирику, похитил бывший его смертный соратник по авантюрам — Келемвор. И, будто этого было мало, два других бога — Маска, Покровитель Воров, и Огма, Знаток Секретов, написали книгу «Истинное житие Цирика», в которой развеяли сюжет, сочиненный Богом-Лжецом, и вдоволь над ним надсмеялись. Хотя разве этого достаточно, чтобы отбить у Повелителя Убийц и Предателей его паству? Конечно же, нет.
Судьбы Троицы
«Стойте, — скажет мой слушатель. — А как же получилось так, что портфолио Яда, Миркула и Ваала пустовали до обожествления Цирика?» Вопрос резонный. Итак, даже после изгнания Тиран, Некромант и Убийца не прекратили свои злодеяния, да и их гадкая дружба продолжала процветать. Ваал сумел даже найти одну из потерянных Скрижалей Судьбы и похитить Полуночницу, тогда еще не подозревавшую о будущем предназначении. Правда, судьба Ваала решилась довольно быстро — на мосту через речку Ветреные Воды он пал от руки смертного по имени... Цирик. Да-да, именно с этого началась божественность Лжеца. Так что после смерти Ваала Миркулу с Ядом оставалось полагаться только на самих себя и своих верных послушников.
Следующий удар по планам Мертвой Троицы был нанесен, когда аватар Яда едва не погиб в храме Латандера, что находится в Теневой Долине, от рук волшебника Эльминстера. Спустя пару дней раненый Яд все же принял смерть от руки Торма, служителя бога справедливости Тюра. Правда, Торм тоже пал в той битве, но Ао, восхищенный его храбростью, даровал тому божественность. Так что сейчас Торм стал одним из членов Справедливой Троицы, в которую помимо него входят Ильматер и Тюр. Однако я отвлекся...
Итак, узнав о гибели Яда, Миркул предпринял все, чтобы найти остатки божественной силы своего «друга». Как бы не так — Владыка Мертвых погиб в небе над Глубоководьем в дуэли с Мистрой (тогда еще истинной богиней, а не Полуночницей). Так портфолио Миркула и досталось злосчастному Цирику, а от него — Келемвору.
А что же Яд? Долго считалось, что Черная Рука (именно таким титулом именовали бога) погиб навсегда, а его портфолио вновь отошло хитрому Цирику. Лжец даже сделал главным оплотом своих последователей Жентильскую Твердыню, могучую крепость, доминирующую над всем Луноморьем и всегда бывшую оплотом церкви Яда. Но спустя несколько лет в Луноморье объявился некто Ийахту Ксвим, демонический сын самого Яда. С помощью Фзула Чембрила, высшего жреца церкви Яда, Ксвим выдворил цириситов из Жентила, провозгласив себя наследником Черной Руки. Однажды ночью, в 1371 году от Сотворения, Ксвим собрал всех послушников, не сообщив им причину. Неизвестно, о чем хотел объявить собравшимся Ксвим, но в самом начале церемонии он сгорел в огнях зеленого пламени, а из его плоти появился... Яд, Черная Рука. Бог тирании вновь вернулся в Торил, на этот раз на полных божественных правах.
Пташка в золотой клетке
Сколько не наблюдал Ао за похождениями смертных богов, но конца и края их войнам видно не было. Темная Госпожа Шар тайно убила Ибрандула, бога подземелий, а чтобы в убийстве ее не заподозрили (как будто были еще другие подозреваемые!), она продолжила покровительствовать пастве Ибрандула под его личиной. В Унтере богиня возмездия Тиамат уничтожила главу унтерского пантеона Гильгеама. А вдобавок ко всему пропала куда-то Ваукин, богиня богатства и торговли. Как же так вышло?
А все оказалось очень просто. Князь демонов Граззт похвастался как-то перед Ваукин, что знает место, где хранятся несметные сокровища, которые она даже представить себе не может. Ваукин, разумеется, не поверила — она ведь богиня богатства и всякое сокровище наперечет знает. «Ну, не веришь — и не надо, — улыбнувшись, ответил Граззт. — Если все-таки захочешь про это сокровище узнать, приходи ко мне во дворец, желанным гостем будешь. Передам демонам Бездны, чтобы тебя не трогали и на пути во дворец не останавливали». «Неужели этот демон-лгунишка считает, что я к нему домой пожалую? Он меня что, за дуру держит?» — возмущалась про себя Ваукин, гордо складывая руки крест-накрест.
Неизвестно, кем считал Граззт Ваукин на самом деле, но уж женский характер обаятельный демон знал, как свои пять когтистых пальцев. В конце концов женское любопытство взяло свое, и Ваукин, нарядно приодевшись, отправилась через портал в Бездну, в Серебряный Дворец Граззта.
Галантный злодей тут же закатил пир в честь прекрасной богини. За празднованием прошел день, другой, третий... Когда Ваукин спросила про то, за чем она пришла, Граззт ответил, что «несметное сокровище» — это она сама. Разумеется, Ваукин возмутилась шуточке, но... покинуть пир не смогла. Мышеловка захлопнулась...
Спустя несколько месяцев жрецы Ваукин забили тревогу. Одному из церковнослужителей привиделся сон, в котором богиня сидит за пиршественным столом рядом с демонами всех мастей. Выход виделся один — нанять сорвиголов, которые согласятся отправиться за богиней в саму Бездну. Как ни странно, добровольцы нашлись, благо церковь богини богатства назначила за выполнение задания астрономический гонорар.
Чудом богиню удалось вызволить из Серебряного Дворца. Поняв, что проиграл, Граззт решил остаться благородным кавалером до конца, поцеловав богине ручку, прежде чем отпустить.
Впрочем, злоключения богов уже подходили к концу. Видя, что без богов Торил погрузится в хаос, а со смертными богами — тем более, Ао решил распечатать порталы в божественные планы. А чтобы боги впредь исполняли свои обязанности исправно, он поставил их силу в зависимость от веры паствы в того или иного бога. Божественная Война подошла к концу.
Жентильская Твердыня
Жентильская Твердыня долгие годы была центром всего Луноморья, земель, окружающих глубокое внутреннее море на северо-востоке Фейруна. Жент был первым человеческим поселением на побережье Лунного моря, и процветанию этого мирного поселения тогда способствовали богатые самоцветами шахты и пещеры по берегам реки Теш.
Поворотным моментом в истории Жента стал приход к власти волшебника Маншуна, стоявшего во главе организации Жентарим, также известной как Черная Сеть. Изначально Жентарим был просто воровской гильдией, но со временем деятельному Маншуну удалось привлечь в братство и клириков Яда, и желавших быстрой прибыли торговцев, и даже нескольких злобоглазов. Год за годом Жентильская Твердыня превращалась в мрачный город, диктовавший свою волю всему Луноморью. Даже Глубоководье вынуждено было нанимать войска, чтобы сдерживать наступление Жентарима на Побережье Меча.
Смутное время оказалось для Жента еще более смутным, чем для остального Фейруна. Церковь Яда, которой, по сути, и был Жентарим, пошатнулась с гибелью своего покровителя, а хитрый Цирик сразу взял быка за рога, благословив своих культистов на проповеди в городе. От служения Яду отвернулись практически все, кроме самых преданных служителей, среди которых выделялся жестокий и волевой человек, Фзул Чембрил. Он пережил с ядитами самые сложные годы, а когда некто Ийахту Ксвим завоевал уважение Маншуна и начал медленно, но верно возвращать Жентильскую Твердыню во власть Черной Сети, Фзул с фанатичной преданностью признал того своим повелителем. Постепенно Ксвим накапливал влияние, добился доверия графа Оргота, одного из приближенных Маншуна, и... сделал то, что просто обязан был сделать сын Яда. Ийахту сверг Маншуна, воплотив в жизнь заповеди бога борьбы и тирании. Чембрилу оставалось только возликовать — новый лидер Черной Сети был достоин своего титула.
После свержения Маншуна Жент погрузился в хаос войны всех против всех. Долгое время Твердыня была рассадником убийц и подлецов, а теперь эта змеиная яма пожирала сама себя. Первым делом Ксвим санкционировал убийство своего недавнего союзника, Оргота, павшего пещерного дьявола, что маскировался под человека. На тот момент ядиты уже вовсю воевали с цириситами, а после смерти Оргота от Жентарима откололось еще и крыло сторонников бывшего лидера организации Маншуна. Раскольники назвались Черной Хваткой, а возглавил их некий Семимемнон, близкий друг свергнутого волшебника. После множества покушений Семимемнон проявил мудрость, уйдя в бега и возложив власть в Черной Хватке на рыцаря-цирисита по прозвищу Гибельный Призрак и жреца Цирика Дамира Эркальса. В общем, Семимемнон ни много ни мало сделал Черную Хватку союзницей церкви Цирика, с одной стороны усилив выгодной коалицией, а с другой — ослабив потерей авторитета (ведь Черная Хватка называла себя истинным Жентаримом, а значит, должна была поклоняться Яду).
Как будто всего этого хаоса было мало, в городе началась еще одна тайная война, более загадочная и странная, чем все виденные до этого. Дело в том, что Маншун предполагал, что рано или поздно оступится, поэтому при жизни тайно создал множество своих магических двойников. После его смерти между ними развернулась настоящая война за право быть истинным Маншуном, и война эта получила название Маншуновой. Говорят, что несколько двойников все же выжили, но только один из них завоевал право вслух заявить о себе и встать на службу новым правителям Жентарима.
Как бы то ни было, вскоре Ксвим вернул ядитам власть над Жентом, а затем из его плоти переродился сам Яд. Правление взял на себя одиозный Фзул Чембрил, Избранный Яда. Только дипломатический талант Хелбена Черного Посоха помог отвести угрозу возрожденной организации от Глубоководья. Черная Сеть снова накинута на Луноморье...
Алые Волшебники
Когда Жента еще не было на картах, далеко к югу от него зарождалась сила, которую в Фейруне боятся, пожалуй, даже больше, чем Черную Сеть Жентарима.
Страна Тай, населенная человеческими племенами рашемийцев, долгие тысячелетия была в подчинении величественного Мульхоранда. Мульхорандцы были хоть и не жестокими, но гордыми и надменными правителями, подражая собственным богам. Власть Мульхоранда в Тае могла бы продлиться еще не одно тысячелетие, но войны с орочьими племенами надломили мощь великой империи. Фараоны все меньше внимания уделяли своим сатрапиям, чем и воспользовалась группа талантливых чародеев, назвавших себя Алыми Волшебниками. Они подняли таянцев на восстание, с жестокостью изгнав мульхорандцев из своих земель. Впрочем, привычки к свободе среди таянцев как не было, так и не появилось, поэтому только освободившаяся земля вновь попала в рабство — на этот раз к своим же освободителям, Алым Волшебникам. Вскоре Тай развязал на этот раз уже завоевательные походы в Мульхоранд, война с которым с переменным успехом идет уже многие годы.
Таянская организация чернокнижников — пожалуй, одна из могущественнейших сил во всем Фейруне. Ведь власть над целой страной дает чародеям в алых мантиях практически неограниченные ресурсы. Вся страна поделена на десять сатрапий, называемых тархами. Правят в них так называемые тархоны — военные или торговые люди, просто заслужившие уважение властолюбивых Алых Волшебников, или же одни из членов секты. Над тархонами стоит только Совет Зулькиров — восьми верховных чернокнижников Тая, каждый из которых не имеет себе равных в одной из школ магического искусства. Зулькиры стоят над всеми прочими Алыми Волшебниками, а те, в свою очередь, правят немногочисленными свободными людьми Тая. Низший (и самый многочисленный) слой таянского населения — рабы, среди которых очень много нелюдей вроде орков, гноллей или гоблинов. Стать Алым Волшебником — мечта любого таянца. Хотя в секте царствуют драконовские порядки (слабые там гибнут еще в процессе обучения), очереди желающих вступить в гильдию не редеют из года в год. Те немногие, кто проходят через все испытания, получают священное право носить алые робы, обязаны сбрить все волосы на теле (даже ресницы) и покрыть кожу магическими татуировками. А чтобы таянские правители не подверглись изгнанию, как некогда сатрапы мульхорандского фараона, в Тае пристально следят за всякой потенциальной угрозой существующему строю. Авантюристы и вольные наемники становятся целями наблюдения многочисленных шпионов, а рабы содержатся в таких условиях, чтобы погибать через несколько лет рабства на гладиаторской арене или не иметь даже сил для бунта. Даже колдунов — людей с врожденной способностью к магии — либо заставляют изучать Искусство по методике Алых Волшебников (тем самым принимая в правящую организацию), либо уничтожают. В лучшем случае отправляют в изгнание.
Зулькиры — высшие тираны и деспоты, имеющие право творить в своей стране все, что только пожелают. Из них могущественней всех — нынешний зулькир некромантии Сзасс Там. Его авторитет и сила не случайны — ведь будучи некромантом, Сзасс воспользовался секретом бессмертия, превратив себя в лича. Сзасс Там состоит в Совете Зулькиров уже двести лет, продолжая наращивать свою силу и свои знания. На людях он почти всегда появляется в виде холодного и насмешливого человека средних лет, но это возможно только благодаря заклинаниям изменения внешности. В действительности же Там выглядит как худощавый и высокий живой мертвец, которому свойственны такие черты характера, как расчетливость, гибкость ума, вежливость, обаяние и изредка — холодная ярость.
Зулькиры в Тае стали настоящими богами во плоти и присвоили себе все мыслимые и немыслимые права. Впрочем, бездумное разрушение никогда не было свойственно ни правящей элите Тая, ни подчиняющейся Алым Волшебникам военщине. Кстати, войска Тая превосходят по своей силе любую армию Фейруна, и только обилие войн и упорство врагов мешают армии Алых Волшебников распространить свою власть на весь восток Забытых Королевств. Под знаменами Тая служат и внушающие страх таянские рыцари, и нестройные толпы дикарей, состоящие из гоблинов или гноллей, и призванные из внешних планов бытия дьяволы, и сконструированные в мастерских големы. Но наибольший страх на соседей Тая наводят две армии. Первая из них — это Легион Кости, состоящий из поднятых из могил скелетов. Вторая же — Грифоний Легион — это обученные боевым заклинаниям Алые Волшебники, парящие над полем боя на прирученных грифонах.
По всему видно, что Алые Волшебники ведут Тай в ту же пучину, в которую некогда угодили Имаскар и Незериль. Но осознание этого, как всегда, придет слишком поздно. Сила и власть застилают взор...
Нашествие Орды
Далеко на востоке Фейруна раскинулась Бескрайняя Пустошь. Это великая степь, через которую проходит знаменитый Золотой Путь, нить караванов, ведущая из Фейруна в Кара-Тур. В этих диких и лишенных цивилизации землях живут лишь люди-кочевники — туигане — да зверолюды вроде гноллей и кентавров. Нынешнее название Бескрайней Пустоши — Ордоземье — обязано своим появлением именно туиганам, и закрепилось оно за степью после того нашествия, которое зародилось в Пустоши, прежде чем пройтись волной по Фейруну.
Объединение разрозненных туиганских кочевий в единую Орду началось с прихода к власти в одном из племен хана Ямуна, который для скорейшего наследования своему отцу попросту отравил его. Действуя лестью, подкупом, ядом и открытой силой, Ямун подмял под себя все племена туиган, направив свои силы на восток, в богатый Кара-Тур. Великолепные наездники и хитрые воины, туигане разгромили армию царства Шу, но победоносный поход был остановлен Стеной Дракона, огромным защитным сооружением, протянувшимся вдоль границ Шу с Бескрайней Пустошью. Ямун развернул своих людей на запад, в сторону раздираемого постоянными войнами и междоусобицами Фейруна.
Первым мощь кочевников почувствовал Тай. Прекрасно обученные войска Алых Волшебников ничего не смогли поделать с туиганами. Впрочем, таянцы не были бы самими собой, если бы продолжили выяснять отношения на поле боя после столь очевидного поражения. Сзасс Там пустил в ход все свои знания в магии и дипломатии, чтобы убедить недоверчивого хана принять союз Алых Волшебников. В итоге Орда мирно (насколько это было возможно) направилась через территорию Тая в Рашемен (землю воинственных варваров) и Агларонд (государство, в котором союз людей с лесными эльфами был столь тесен, что почти треть жителей там — полуэльфы). Поход Орды в эти земли закончился поражением туиган... и победой Алых Волшебников. Почему? Да потому что ослабленные тяжелой войной земли Рашемена и Агларонда стали для Тая легкой добычей, и сейчас армии Алых Волшебников имеют все шансы навсегда обратить их в подданство Совета Зулькиров.
А воинственный Ямун, слабо разбиравшийся в тонкостях фейрунской политики, дал своим людям отдых и... по совету своего «друга и советчика» Сзасса Тама направил Орду в район Внутреннего Моря, наиболее процветающие земли Забытых Королевств.
Для отражения общей угрозы объединились даже былые враги. Король Азун IV Кормирский выступил в поход во главе феодального ополчения, к которому были присоединены королевские боевые маги и рыцари Пурпурного Дракона. Северное Побережье Меча, никогда не имевшее организованной военной силы, выставило отряды наемников всех мастей — от головорезов до странствующих паладинов. Из Долин — конгломерата свободных земель к югу от Луноморья — выступили многочисленные пестрые ополчения, состоящие из лесорубов, охотников и крестьян, еще вчера ходивших за сохой. На битву с Ордой пришли даже дружины жентильских орков, готовых биться бок о бок со своими заклятыми врагами — гномами Быстроземелья.
Великое побоище состоялось на территории Теска, мирного союза торговых городов. Туиганская орда была разгромлена, а Азун Кормирский лично убил Ямун-хана. Но и триумфом фейрунцев эту битву назвать нельзя — погибла почти половина лучших воинов Кормира, едва ли не все ополчение Долин и многие прославленные отряды северных наемников. Орки и жентильские ядиты остались в Теске, фактически взяв эту истощенную землю под свой контроль. Азун протестовал, но что толку от протестов, когда сил на новую войну у его королевства уже не было? Мир между бывшими врагами закончился, а война еще не началась.
Ночи Кормира
Земля, которая нынче известна как королевство Кормир, была когда-то вотчиной огромного пурпурного дракона Тауглора. Говорят, он был единственным в Ториле ящером такой раскраски и заставлял дрожать от страха даже своих крылатых сородичей. Но судьба не лишена иронии — именно Тауглору было суждено стать первым змеем, погибшим от руки не-дракона (первым драконоборцем стал эльфийский колдун Илифар Нелнуив). Но, как и всегда в жизни, лучше живут не самые сильные, а самые прижимистые. Вот и эльфам вскоре пришлось, несмотря на все свои заслуги, уйти в леса, освобождая побережье для суетливых и амбициозных людей.
Впрочем, человеческие поселенцы оказались мудрее своих сородичей из Хондата. Хондатийцы в свое время заработали дурную славу, потому что их земли были накрыты огромной волной, насланной эльфийскими волшебниками в отместку за вырубку лесов и убийство их жителей. Кормирцы же заключили с лунными эльфами обоюдовыгодный союз и обязались не досаждать им сверх меры.
Кормирские короли были благородны со своими высокородными вассалами, да и с подданными вели себя по-рыцарски. Нередко король самолично отправлялся на подвиг — убийство чудища или поиск артефакта, чтобы утвердить среди своевольной знати свой авторитет и прославиться в глазах народа. Опорой власти были Боевые Маги (государственная гильдия волшебников) и рыцари Ордена Пурпурного Дракона. Так было на протяжении веков. Но правление короля Азуна IV стало для Кормира и славным, и несчастным. Когда Азун взошел на престол, его королевство, как любят выражаться королевские глашатаи, «сияло в лучах славы». А завершил правление он в языках пламени и весь в крови...
Как же так вышло, спросите вы? Дело в том, что после победы союзной армии над туиганами бывшие враги Кормира не видели больше поводов хранить мир. Жентильские орки оккупировали Теск, а Жентарим натравил на север Кормира гоблинские племена. Вдобавок ко всему в королевство пришел новый враг — гхазнеты, крылатые существа, питающиеся магией и связанные с королевским родом кровной враждой. Как будто этого было мало, вышел из своей пещеры огромный красный дракон Налаваравтаторил, прозванный за свои размеры и нрав Дьявольским Драконом.
Страна погрузилась в хаос. Ополчения не могли остановить нашествие зеленокожих, члены королевской фамилии один за другим гибли от рук гхазнетов, а дракон выжигал целые города.
Избавление от напастей дорого обошлось Кормиру. В битве с Налаваравтаторилом погиб Азун, который был сожжен предсмертными спазмами убитого им дракона. Гхазнетов изгнала его старшая дочь Таналаста, но и она вскоре умерла при родах, оставив наследником своего сына, инфанта Азуна V. Младенец остался на воспитание младшей сестре Таналасты, принцессе Алусаир.
Сама же Алусаир никогда не предполагала, что на нее падет вся тяжесть правления королевством. Наследницей Азуна должна была стать Таналаста, поэтому Алусаир росла своенравной девчонкой, предпочитавшей рыцарские турниры придворным церемониям. Даже сейчас она не столько правит Кормиром, сколько служит символом несгибаемой борьбы за свободу и честь. Вместе с верными рыцарями Пурпурного Дракона она борется с бандами мародеров, общинами ядитов и дружинами орков и гоблинов. А наставница при юном Азуне V — преданная подруга принцессы, королевская волшебница Каладней.
Калимшан
Войны, битвы, походы... Не переживайте, история Забытых Королевств не ограничивается только конфликтами и тираниями. Приготовьтесь послушать рассказ про страну, процветающую не благодаря войнам, а за счет торговли (порой даже честной) и мореплаваний (порой даже бескорыстных).
Так или иначе, история великих государств всегда связана с параллельными планами бытия. И не исключено, что именно благодаря таким связям человеческие империи достигли в нынешнем Фейруне такого могущества.
Наглядный пример — история Калимшана, которая началась задолго до возвышения летучих городов Незериля. Земли нынешнего Калимшана некогда были дремучим лесом Кельтормиром, населенным эльфами, великанами и дикарями-людьми. Но конец дикой жизни положил могучий джинн Калим, который со множеством собственных рабов (которых, к слову, была тьма тьмущая) пришел в земли Кельтормира, чтобы основать на них собственное государство, скромно названное им Империей Калима.
Но кто такие вообще эти джинны, спросит меня внимательный слушатель? Отвечу: это благородный и властный народ, который обитает в Элементальном Плане Воздуха. Родственников у джиннов немало, но самые близкие — это ифриты (вспыльчивые и жестокие жители Города Меди, расположенного в Элементальном Плане Огня) и джанны (слабейшие из всего джиннского рода существа, состоящие из всех четырех элементов и оттого вынужденные большую часть своей жизни проводить в Материальном Плане). Будучи отличными чародеями, многие джинны научились в совершенстве пользоваться заклинанием «Желание». Оттого-то некоторые невежды всерьез полагают, что джинны для того и существуют, чтобы исполнять чьи-то просьбы и капризы. Правда, ни один из таких глупцов встречи с джинном не пережил (а с ифритом — и подавно).
Но вернемся к нашему Калиму. Судя по всему, среди своих сородичей он был личностью неординарной, потому что практически только его силами молодое государство отразило атаки драконов, да и договоры с эльфами и гномами скреплены именно его рукой. Однако спокойствие на старости лет Калиму не грозило — спустя тысячу лет после основания султаната в Торил переселился ифрит по имени Мемнон, причем, как назло, для своего государства Мемнон выбрал соседние с калимовыми владениями земли. А как известно, джинн с ифритом в одной бутылке — это слишком. Четыреста лет «закадычные враги» терпели друг друга, а потом разразилась Эра Небесного Огня, когда два чародея спустили на головы своих подданных ураганы и метеоритные дожди. Наконец терпение эльфийских соседей лопнуло, и два правителя — джинн и ифрит — были наказаны заключением в магический кристалл, получивший название Калимемнон.
А что государства? Да ничего с ними не стало. Люди и полурослики, некогда служившие хозяевам-джиннам, теперь почувствовали вкус свободы. Не прошло и сотни лет, как султанат Калимшан расцвел всеми оттенками золота, шелков и бриллиантов, ведь от своего легендарного правителя калимшанцы переняли не только любовь к роскоши, но и умение на нее зарабатывать. Так-то...
За пределами Фейруна
Раз уж разговор зашел о богатом Калимшане, то нельзя обойти стороной заслуги храбрых калимшанских моряков. Именно они на своих юрких кораблях с косым парусом исследовали вдоль и поперек опасные воды Южного океана, открыв для жителей Фейруна патриархальную Захару и загадочный Кара-Тур.
Кара-Тур — это восхитительная и непонятная для западных народов земля, отделенная от Фейруна Бескрайней Пустошью. Центр цивилизации востока — царство Шу, столица которого, Шу Лунг, описывается путешественниками как гигантский город, поражающий чужестранцев великолепными пагодами, яркими праздниками фейерверков и, конечно же, огромным Царским Дворцом, который можно назвать городом в городе. Кара-Тур славится своими древними традициями и ритуалами. Честь, долг, почитание старших и утонченная философия — все это неотъемлемая часть жизни Востока.
С Фейруном Кара-Тур связывает Золотой Путь, хорошо охраняемая торговая дорога, идущая через Ордоземье. Конечно, странствие по Бескрайней Пустоши полно опасностей, но уж морские путешествия по Южному океану никогда добром не заканчиваются — это опытным путем доказали калимшанские сорвиголовы-капитаны. Причина проста — чтобы морем приплыть в царство Шу, надо обогнуть Захару, большой пустынный полуостров, берега которого изрезаны пиратскими бухтами. Фактически береговая часть Захары — это настоящие пиратские государства, которые с негодованием «наказывают» мореходов за плавание по «их» морям. Что же касается глубинных территорий Захары, то тамошнее общество весьма похоже на Калимшан. Землями правят беи и султаны, а объединяет их религиозный и политический лидер — халиф. Жители этих земель делятся на кочевников — «аль-бадия» — и горожан — «аль-хадгар». Да и с авантюристами тут не все так просто, каждый второй исповедует свою философию и служит особой идее. Как говорят у нас в Кисточной Долине, восток — дело тонкое.
Но не только калимшанские мореходы славятся в Забытых Королевствах своими открытиями (хотя кто еще кого открывает — большой вопрос). Амн, соседняя с Калимшаном страна, совсем недавно отличился, пожалуй, еще более замечательным открытием. Каравеллы капитана-генерала Корделлы причалили к покрытому тропическими джунглями берегу, ныне известному под названием Мацтика. Население этого материка оказалось разнообразно. Человеческие племена Истинного Мира (так называют свою землю местные жители) представлены пайитами (наследниками одной из величайших цивилизаций Торила, ныне пребывающей в упадке), мацтеками (кровожадными и благородными воинами, пришедшими на смену ученым мистикам-пайитам), собачьими людьми (воинственными и агрессивными дикарями с северных каньонов) и зеленолюдами (жителями речных джунглей, считающихся гибельным местом даже среди жителей Мацтики). Помимо же людей в Истинном Мире живут и дикие полурослики, и пустынные гномы, покинувшие свои подземные (правильнее сказать, подокеанские) пещеры после великого землетрясения. Местные жители с благоговейным страхом встретили бородатых чужаков с белой кожей, носящих железные доспехи и стреляющих из пороховых ружей. Но когда амнийские конкистадоры начали силой насаждать в своих колониях веру Шлема, миф о божественности пришельцев развеялся. Нынешние жители Мацтики стараются сохранить свой дикий мистический мир под гнетом амнийских и лантанских колонизаторов.
Другой легендарный капитан и колонизатор из Амна — капитан Бальдуран. Ему принадлежит слава открытия материка к северу от Мацтики. Эта дикая земля прерий и хвойных лесов получила название Анхором. Помимо людей, Анхором населяют сахуагины, племя рыболюдей, прозванное «морскими дьяволами», и три-крины, разумные четырехрукие люди-богомолы.
Впрочем, о судьбе Бальдура и его колониальной кампании расскажет мой друг, карлик Гимбл Брамбентун. А я, полурослик Огланд Свистопляс, заканчиваю на этом свою повесть. Хоть я немногое рассказал о моем родном мире, но ведь про все рассказать и не удастся, так ведь?
Поклон, воздушный поцелуй — и я удаляюсь...